Естественная искусственная и случайная монополии
Оглавление:
Монополия естественная и искусственная
ценовые хитрости. Так, на сопряженные, дополняющие друг друга товары (скажем, принтер и краска к нему) устанавливается Щ-«система связанных цен»: на основной продукт (принтер) цена относительно низкая (чтобы стимулировать сбыт), а на сопутствующий (краску) — завышенная (для получения компенсирующей сверхприбыли). Ещё пример: новые товары монополисты сначала продают по повышенным «ценам снятия сливок» (для «избранной», богатой и сорящей деньгами публики), а затем в ход идут пониженные «цены проникновения» — для завоевания кошельков широких слоёв расчётливых покупателей, живущих по немецкой пословице: «кто работает как лошадь, не тратит деньги как осёл».
Вторая, более тесная форма союза — синдикат. В нём, как и в картеле, тоже обычно объединяются производители однородных продуктов. Но в дополнение к своему картельному соглашению (о квотах и ценах) они организуют совместный сбыт продукции
Искусственные монополии
Под этим условным названием (которое отделяет эти организации от естественных монополий) имеются в виду объединения предприятий, создаваемые ради получения монополистических выгод.
Эти монополии преднамеренно меняют структуру рынка:
- а) создают барьеры для вхождения на отраслевой рынок новых фирм;
- г) применяют более крупный капитал (дающий больший эффект от роста масштаба производства);
- в) создают очень высокий (по сравнению с новыми фирмами) уровень технологии;
- д) «забивают» новые фирмы хорошо поставленной рекламой.
- б) ограничивают аутсайдерам (предприятиям, которые не вошли в монополистические объединения) доступ к источникам сырья и энергоносителям;
образуют ряд конкретных форм. Простейшие формы — картели и синдикаты.
Есть несколько причин существования монополии. Первая причина: «естественная монополия».
Искусственная монополия
Монополизация представляет собой целый процесс завоевания рынка с целью занятия на нем господствующего положения.Еще с давних времен на Руси существовала понятие , как таковой экономический и политический устав резко отличался от того, что мы имеем на сегодняшний день, но в целом монополистический строй все равно имел ярко выраженную форму.
Так, при правлении царей монополия была на ряд важнейших товаров и продуктов: соль, порох, и даже календари.
Эти товары были очень необходимыми народу того общества и доставать их было трудно, поэтому государство устанавливало квоту на эти товары и полностью регулировало рынок в их отношении.А вот во времена Советского Союза рынок имел практически полностью монополистический характер, во главе рынка стояло государство, оно его регулировало, устанавливало цены на товар и продукцию, контролировала инфляцию, а также всех предприятий была подвержена влиянию государства.
Естественные и искусственные барьеры конкуренции и монополии
Входные барьеры служат для поддержания монопольной власти, для сохранения её в долгосрочном периоде.
Монополия: сущность, виды (естественная, искусственная, легальная, государственная)
патенты, авторские права, лицензии, торговые знаки. Государство создает официальные барьеры, выдавая патенты и лицензии.
Согласно патентному праву США, изобретатель имеет исключительное право контроля над своим изобретением в течение 17 лет.
Лицензия может быть предоставлена как частной фирме, так и государственной организации (например, водочная монополия в России). собственность на естественные ресурсы.
Монополия может иметь своей основой исключительное право на какой-либо ресурс (например, на естественные факторы производства).
Искусственные монополии примеры в россии
/ / Синдикат — это объединение ряда предприятий, изготовляющих однородную продукцию; здесь собственность на материальные условия хозяйствования сохраняются за участниками объединения, а готовая продукция сбывается как общее достояние через созданную для этого контору.Картель— это объединение нескольких предприятий одной отраслевой промышленности, в котором его участники сохраняют свою собственность на средства и продукты производства, а созданные изделия сами продают на рынке, договариваясь о квоте — доле каждого в общем выпуске продукции, о продажных ценах, распределением рынков и др.Искусственная монополия второго вида возникает в силу предоставления только одному предприятию патентов и разрешений на производство какой-либо продукции.
Это может касаться различного рода изобретений, ноу-хау или ограниченного доступа к определенному ресурсу.
Монополия: сущность, виды (естественная, искусственная, легальная, государственная)
Издержки измерения.
Блага обладают самыми различными свойствами, приносящими полезность их обладателю, но при этом существует труднасть с определением их качества. Допустим, вы собираетесь купить шубу.
Задачу минимизации издержек измерения в значительной мере выполняет торговая марка («брэнд») известной фирмы, но и в этом случае есть опасность подделки.
Издержки измерения связаны и с необходимостью затрат на измерительную аппаратуру (контрольные весы, персональные калькуляторы и даже дозиметры, с которыми граждане, опасающиеся радиоактивного заражения, предпочитают покупать овощи и фрукты).
Естественная, искусственная, легальная монополии
Выделяют следующие основные виды монополий:
- • легальную.
- • искусственную;
- • естественную;
Естественная монополия возникает и существует, прежде всего:
- • в отраслях и сферах деятельности, которые основываются на монополии невоспроизводимых естественных факторов (производство, переработка, транспортировка газа, нефти и т.д.);
- • структурах, которые образуют единую в масштабе национальной экономики инфраструктуру, выступающую в форме сосудистой системы этого организма — железнодорожный транспорт, связь и т.д.
В России действие Федерального закона от 17 августа 1995 г.
№ 147-ФЗ «О естественных монополиях» (ред.
от 5 октября 2015 г.) распространяется на строго определенные сферы деятельности:
- • транспортировку газа по трубопроводам;
- • транспортировку нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;
Монополия и монопольная цена. Конкуренция и ценовая дискриминация
Предмет История экономических учений Вид контрольная работа Язык русский Прислал(а) Дата добавления 12.11.2012 Размер файла 37,6 K Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Экономическое понятие монополии, ее виды и типы, характерные черты. Монопольная цена и ценовая дискриминация. Формы монополистических объединений.
Антимонопольное законодательство и регулирование деятельности монополий.